13.05.2023

Моя жизнь в детских домах

Судьба повторно толкала и втолкнула меня в детский дом.

Детский дом в мои 3-4 года не оказался исключением.

После смерти мамы в 1953-м году меня, осиротевшего, дед на совете с его детьми определил в детский дом, считая, что только там я смогу стать настоящим человеком. В этом, как оказалось, он был очень и очень прав.

В детских домах я жил и учился долгих 7 лет. С 1954 по 1960 год. Мой первый детский дом – Гуляйпольский детский дом №2. 4-й и 5-й классы. В 6-м классе меня перевели в Гуляйпольский детский дом №1. Это был, образно говоря, образцовый детский дом, расположенный за городом. Там были своя школа, свое подсобное хозяйство. Конюшня, большой сад, виноградники, бахча и др., и я воспитывался там постоянным трудом… В 1957-м году, после окончания 7-го класса, меня перевели в третий детский дом, село Терпенье Мелитопольского района Запорожской области. Это был лучший из детских домов. В 1959-м году этот детский дом перевели в разряд школы-интерната…

Здесь я и окончил 10-й класс.

Как я учился и как жил в детских домах и кем я вырос?

В детский дом меня направили по путевке РОНО, из пос. Куйбышево, где я жил прежде с моей матерью. В детский дом, по совету моих родственников, меня отвезла чужая женщина. Соседка Марии и Григория Голдыш. Везла меня поездом до г. Пологи. Рассказывала попутчикам, что я сирота. Кто-то спрашивал у меня, как я буду действовать. Я отвечал, что буду учиться и преодолею все жизненные препятствия. Из г. Пологи до г. Гуляй-Поле ехали на крытом грузовике. Начало моей детдомовской жизни исчисляется 6 или 7 марта 1954 года. Это были дни прощания с вождем Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Обут я был в бурки.

Сдав меня, женщина исчезла, и я стал детдомовцем. В первый год моего пребывания в детском доме я скучал по прежней жизни и по родственникам. Писал письма деду, тете Тане. Позже – тете Варе. Постоянно ждал, что кто-то приедет ко мне. Однажды ко мне заехал дядя Гриша. Пообещал, что заедет на обратном пути. Я ждал много дней. Не дождался. Обманул. С тех пор я помню цену обмана.

В детском доме я столкнулся с жестокими правилами поведения. Если я что-то донесу воспитателю, я стану «сучонок», то есть самый презренный человек. За то, что я донес, что меня обворовали, ночью поколотили. Поскольку я боялся наказаний, то быстро освоил все правила поведения. И все, что можно и что нельзя. По окончанию 4-го класса было 6 экзаменов: математика, русский и украинский языки, устно и письменно.

Я оказался единственным, кто сдал экзамены на все «пятёрки».

Летом, после 4-го класса, меня забрала к себе тётя Таня. И отправила меня в пионерский лагерь, что стало для меня открытием. Там впервые я попробовал манную кашу, необычно вкусную и ранее неизвестную мне еду. Там же был дневной сон – тоже открытие для меня. И ещё физзарядка.

В 5-м классе мы, детдомовцы, учились в городской школе. В период учебы я с другом Николаем Марочком стал лазить по карманам городских школьников и девочек.

Мы воровали мелочь. Это был начальный путь – путь вора. Но я не стал им, возможно, потому что вскоре нас перевели в другой детский дом. Там были только детдомовцы. А воровать у своих было непозволительно. Учась в городской школе, я нашел в городе кружок рисования. И несколько раз посещал уроки рисования.

Пожалуй, это дало мне толчок для дальнейшего моего рисования.

В этом же году я приобщился к бегу. Нас водили в городской кинотеатр. И после кино было состязание, кто быстрее прибежит в детский дом. Я упорно состязался, вырабатывая мой характер. В детском доме слушал воспитательницу, которая рассказывала о Махно и о его деяниях, здесь, в Гуляй-Поле. Я знал дом, где жил Махно. И дуб, где он вешал «красных». Здесь же я был свидетелем, как наказывали и воспитывали некоторых детдомовцев. Ставили на лбу «мушку». Заколачивали в тумбочку и опускали в туалетную яму и др.

В 6-м и 7-м классах, живя в следующем детском доме, я учился игре на гитаре, на мандолине, на балалайке. Летом ежедневно много работал, в свободное время ловил рыбу. Уже в 6-м классе главным моим увлечением стала учёба. Учился старательно. И чем ближе к концу 7-го класса, тем более старателен я был. Особо старался изучить немецкий язык, который для меня был очень и очень трудным. Учился, учил, но недоучил. Хотя на экзамене мне поставили 5 баллов. Незаслуженно.

Позже, в моем третьем детском доме, в с. Терпенье, я учился ещё более старательно. Даже отчаянно старательно. Мне очень трудно давались русский язык, география, история, немецкий язык. Я буквально грыз эти области знаний, чтобы получать требуемые пятерки. Упорно изучая ежедневно и ежечасно, я ещё тогда вырабатывал и выработал мою настойчивость и упорство в достижении тех целей, которые я ставил перед собой. Именно это важнейшее качество – упорство, помогло и помогает мне в решении множества других трудных задач. Позже тётя Варя говорила: «НУ, ТИ ВПЭРТИЙ», то есть «НУ, ТЫ УПРЯМЫЙ».

Фото 1. Детский дом, село Терпенье

Фото 2. Детский дом, село Терпенье

Фото 3. Детский дом, село Терпенье.

Кроме школьных наук, я увлекался выпиливанием. Выпиливал лобзиком. Очень много и очень профессионально. И много рисовал. В основном, перерисовывал, оформлял стенные газеты, альбомы и др. В девятом и десятом классах мне сказали, что я должен быть медалистом. И я принял это предложение. Я отдавал всё время и все мои силы и умения, чтобы подготовиться и получить все «пятерки» и золотую медаль. Для меня это было делом чести. Даже целью жизни.

Да, я получил желанную медаль.

Получил, скорее, незаслуженно. Например, немецкий язык я так и не освоил. То есть, я его не знал. Хотя мне поставили 5. Так же было и с сочинением, которое я переписал. В остальном я был на высоте.

Школьные годы в детских домах воспитали меня патриотом. Но не давали никаких житейских знаний и никакой мудрости. Более того, я был, как теперь понимаю, культурно необразованным молодым человеком. Обобщенно говоря, я совершенно не был подготовлен к дальнейшей жизни. И был не готов к принятию жизненно правильных решений. Забегая вперед, скажу, что и годы моей учебы в институте не прибавили мне никаких житейской мудрости. Поэтому к моменту моей женитьбы и далее, к моменту рождения моего сына Евгения, я был совершенно необразованным молодым мужем и отцом.

Посмотреть СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ