5 декабря 2021 года ровно 100 лет со дня рождения Варвары Дахно (Горбань) – дочери деда Андрея Бойко. Варвара – вторая после Федоры дочь деда Андрея Бойко.
У Варвары было трудное детство. Ее еще маленькую, примерно в 3-4 года, отдали на воспитание Ганне – родной сестре матери Варвары. Почему мать отдала свою дочь Варвару на воспитание своей сестре, можно только предполагать.
20-е годы, наступившие после революции 1917 года, были трудными годами жизни на Украине…Еще были банды махновцев… Урожайность тех лет при заброшенных крестьянских хозяйствах и коллективизации была крайне низкая. Кормить детей было нечем… Поэтому, скорее потому, чтобы спасти дочь, Ганна — мама Варвары, отдала Варвару на воспитание своей сестре, у которой по каким-то причинам своих детей не было…
Варвара с болью в сердце рассказывала мне, как ей не хватало любви родителей. Она жаловалась, что баба Ганна вместо учебы заставляла ее работать дома по хозяйству…
Еще более трудными для Варвары были годы ее взрослой жизни.
Замуж Варвару выдали примерно в 18 лет за Ивана Горбаня. И уже в 19 лет, в феврале 1941 года Варвара родила сына Виктора. А в июне этого же года ее мужа Ивана забрали на фронт. И Варвара осталась одна с 4-х месячным сыном Виктором.
Одна с сыном на руках в трудные годы войны. Вместо ожидаемого мужа ей пришло извещение о том, что он пропал без вести… Дальше — трудная жизнь хате мачехи Марьяны…Приставание к ней мужа Марьяны…Голод 1946 и 1947 годов…
Мысли о том, что надо как-то построить маленькую хатынку. Как-то смогла построить небольшую хатку, примерно 4 х 7 метра Светлица, маленькая проходная комнатка для сына, маленькие сени. И маленькая пристройка-сарайчик, для коровки-кормилицы, для курей и для свинки…
Я видел и хорошо помню эту ее хатку. Все комнатки маленькие, потолок из неотесанных стволов деревьев. Такие же кроквы (стропила для крыши). В коридоре маленький погреб, вместо холодильника. В проходной комнатке печка для приготовления еды и для отопления. И еще печка, где она пекла хлеб. На этой печке сверху спали ее сын Виктор и я, когда приходил к Варваре.
Рядом с хаткой, к речке, у Варвары был надел земли, примерно, в 50 соток. Возможно, чуть больше. Эта ее земля как раз была ее богатством. Здесь она садила и сеяла. Еще Варвара построила клуню. Она хранила там все, что собирала со своего огорода, грабли, лопаты, пилу. За клуней было место для хранения дров. Чуть дальше — примитивный туалет, безо всяких удобств, одна выемка для какашек.
Впервые я побывал в хатке Варвары в 1948-м или в 1949-м году.
Мы сразу же подружились с Виктором. И дальше мы были много лет очень дружны, как родные братья, пока нас не разъединила жена Виктора Людмила. Я писал об этом ее черном деле в моей книге.
Трудная жизнь Варвары закалила ее, она сумела приспособиться к жизни. Сына воспитывала в большой строгости. И поэтому он у нее был хорошим сыном и хорошим помощником по хозяйству. Ей помогло и то, что она сумела ездить в город Донецк, тогда Сталино, и там продавала яйца, курей и прочее, что могла продавать. Оттуда привезла выторгованные деньги, а также сахар-песок.
В колхозе она работала в колхозном саду. Поэтому Варвара умела прикалировывать деревья. Еще Варвара сумела как-то приобрести несколько ульев. У нее, даже я помню, была медогонка. Наверное умению содержать пчел она обучалась у своего отца Андрея. А еще Варвара содержала коровку и свинку. Я представляю, как ей одной тогда было трудно все это осуществить. И какое это для нее было счастье, иметь вот это ее богатство. Потому что у других дворах и этого не было.
Я хорошо помню, как Варвара много лет мечтала и стремилась построить себе новый дом…
Для этого она много лет готовила кирпичи для стен будущего дома. А также, заказывала рамы, окна, двери, перекрытия для потолка (название- сволок), кроквы, черепицу. И все-все, что было необходимо, чтобы построить дом. Я тоже несколько раз участвовал в приготовлении и в сушке кирпичей для стен ее будущего дома. Один эпизод помню до сих пор…
В один из выходных пришли к Варваре ее сестры Мария, Татьяна, Федора, еще кто-то. Варвара взяла в колхозе лошадь. Вначале в яме готовили замес — глина с соломой, еще что-то. Затем замес перетаскивали и в сторонке с помощью форм делали кирпичи. Позже мы с Виктором переворачивали эти кирпичи, чтобы они сохли равномерно.
Однако, планы Варвары построить тогда дом не состоялись…
Так случилось, что ее родственники по мужу посоветовали Варваре выйти замуж за Василия Дахно. У Василия умерла жена Приська. Ну, и ему надо было решать, чтобы во дворе была хозяйка. Так Варвара в 1961-м году вышла замуж.
Она перевезла к Василию все подготовленные ею материалы для постройки дома. И они вместе с Василием быстро построили себе хороший новый дом. Прежний дом, в котором жил Василий, они разрушили…
В этом старом доме Виктор Бойко умудрился сломать себе руку. Для тети Вари это были большие переживания. Она страдала. Да, я видел, как Виктор зацепился за балку в старом доме. Не удержался, упал. Стукнул головой о руку. Рука хрустнула и сломалась.
Не знаю, была ли Варвара счастлива во втором своем замужестве. Но, я знаю точно, что ее жизнь стала более легкой и более зажиточной.
Мое повествование о Варваре я хотел бы продолжить моими более глубокими размышлениями, почему же Варвару — маленькую девочку отдали жить в семью Марьяны — родной сестры Ганны. И верное ли это было действие родителей Варвары.
Действительно, поразмыслив, я пришел к очень убедительным для меня выводам о наличии очень веских аргументов совершения вот такого действия, об отказе родителей от родной дочери и передаче ее на воспитание в семью сестры. Мой вывод состоит в том, что в этом решении и этом действии был очень точный расчет и сделка как с одной, так и с другой стороны.
Первая сторона сделки — мама Варвары, Ганна.
Конечно же, это поразительно и феноменально, но по нынешним меркам совершенно мне непонятно, почему жизнь Ганны была наполнена постоянными, непрекращающимися многие годы зачатием, беременностью, рождением многих детей и бесконечными абортами. То ли такая огромная женская крестьянско-сексуальная страсть Ганны. То ли принуждение к постоянно-непрерывному сексу со стороны ее мужа Андрея. То ли это обоюдная сексуальная страсть и радость и сексуальное наслаждение. То ли это норма прежней крестьянской жизни- тяжелый труд днем и секс ночью. То ли еще что-то.
Вот такой образ жизни женщины, это ведь постоянно огромный живот, родовые схватки, роды, кровотечения, повивальные бабки, примитивные аборты, быстрый износ женского организма. Так или иначе, но в послужном списке Ганны было много детей, которым она в течении более 25 лет продолжала давать жизнь.
Федора — первая дочь, родилась в 1915-м году.
Вторая дочь — Варвара родилась в 1921-м году.
Но между ними Ганна родила двух мальчиков, которые умерли. Кроме того, Андрей-муж Ганны, в 1915 — 1917-м годах служил в армии. И только один раз приезжал домой в отпуск. Наверное, это и были пару лет, когда Ганна не была беременна. Придя из армии в 1917-м году, дед начал «строгать» детей, один за другим.
Два мальчика предположим 1918-й год. И 1020-й год. Оба умерли. Затем, постоянные примитивные аборты. Но в начале 1924-го года родилась Анастасия, моя мама, третья дочь Ганны. 2-го января 1926-го года родилась Татьяна, четвертая дочь Ганны, мама Люды и Лены Демченко. В декабре того же 1926 года родилась пятая дочь Мария. То есть, в 1926-м году на руках у Ганны было уже 5 детей.
Но дед продолжал «строгать» Ганну. Ганна постоянно беременела. Она, как я думаю, стала призадуматься, что 5 детей, это уже много. И по словам Федоры она отчаянно — постоянно делала аборты. Возможно, после дочери Марии Ганна родила еще кого-то, это покрыто глубокой тайной. Единственное доказательство, Федора рассказывала мне, что Ганна, родив в очередной раз, была счастлива и перекрестилась, когда очередной родившийся ребенок, умер.
Тем не менее, в 1929-м году, родился сын Петр. Следовательно, забеременела она, скорее, накануне, в 1928-м году. Вот эти события непрерывного зачатия, рождения детей и абортов происходили на фоне того, что муж Андрей к 1926. 1927-м году разочаровался в советской власти. Он стал решительно отказываться вступать в колхоз. Стал прятаться от властей, которые, по свидетельству Федоры и Варвары, намеревались посадить его в тюрьму.
Тайно выехал в Донецк (тогда Сталино), где спрятался от преследований местных властей в пос. Куйбышево, где проживала его семья. В те времена Донецк очень бурно развивался, открывались новые рудники, с огромными запасами прекрасного угля-антрацита.
Поэтому город принимал, поглощал и прятал всех беженцев в окрестные сельские районы, в том числе и тех, кто прятался от преследования сельских властей из-за разных преступлений, а также из-за отказов от вступления в колхозы. Поэтому Андрею оказалось довольно-таки легко спрятаться и спрятать свою семью в Донецке. Андрей построил там, на руднике даже домик. На каком-то холме, под горой вырыл в земле землянку, поставил за ночь трубу.
Откупился от милиции двумя бутылками или двумя литрами водки. Куда и забрал жену Ганну и детей Федору, Анастасию, Татьяну и Марию. Был ли тогда младший Петра, не могу сказать. Наверное, еще не был.
Варвара. Была ли она с ними, точно не знаю. Возможно была. Уточнить это сможет только ее сын Виктор. Он-то знает это точно. Я вспоминаю давние рассказы Федоры и Варвары, мне кажется, это она потерялась при переезде в Донецк. То есть, была?
Конечно же в таких вот условиях и обстоятельствах, жизнь Ганны с многими детьми, на руках, при отсутствии рядом мужа была не то что трудной, а была невыносимой. Федора рассказывала мне, как к мужу в Донецк вначале срочно уехала Ганна, одна, без детей. Потому что, якобы, судебные власти намеревались забрать и посадить Ганну, чтобы выманить из Донецка ее мужа Андрея. После срочного и тайного уезда Ганны к Андрею, роль старшей в семье перешла в Федоре, которой по моим предположениям, было всего 13 или 14 лет. И она справилась с труднейшей задачей, переезда в Донецк, не растеряла и сохранила всех детей, доставив их в Донецк, где их ожидали мама Ганна и отец Андрей.
Жизнь всей семьи Андрея и Ганны в Донецке была невыносимо трудной. В то время был голод либо отсутствие денег. Заедали вши и блохи. Дети ползали по помойкам, собирали все, что можно было сварить — кости, лушпайки картошки и прочие продуктовые отходы. Весной ели траву. Как-то и каким-то чудом выжили. Если на некоторое время войти в образ Ганны, то очень и очень легко прийти к тем же мыслям, которые постоянно сверлили мозг Ганны, как сохранить детей?
Вторая сторона сделки — Марьяна, родная сестра Ганны
Ганна родилась в 1902-м году. В период событий, о которых я написал выше, в том числе- бесконечно-постоянные зачатия, беременности, рождения детей у Ганны, ее сестре Марьян было уже 24 или 25 лет. Но детей у нее не было. Старались с мужем, как мне рассказывала Варвара и сама Марьяна, но детей не было.
Не было, по причине ее мужа. Варвара рассказывала, что в какой-то период Марьяна забеременнела от другого мужчины, но вынужденно сделала аборт. Еще Варвара рассказывала мне, что Марьяна запретила Варваре ходить в школу, после первого или третьего класса. Сказав, что дома много работы. То есть Марьяне была нужна маленькая дочь-помощница. И поэтому, как я предполагаю, две сестры обсуждали много раз и совершили взаимовыгодную сделку.
Ганна отдала дочь Варвару на воспитание сестре Марьяне, чтобы сохранить жизнь дочери. И чтобы она жила в достатке, в тепле и уюте. А Марьяна приняла дочь Варвару на воспитание, чтобы скрасить свое женское одиночество. И одновременно, чтобы в доме и в хозяйстве была помощница. В те годы жизнь, быт и хозяйство сельской семьи всегда строилась на применении детского труда. Пасти гусей, готовить еду, подметать двор, копать, полоть, поливать огород, собирать урожай, прясти пряжу. И прочие, прочие сельские работы, которые выполнялись детьми.
Так как же оценить сделку двух сестер Ганны и Марьяны?
Как показали последующие годы, худо-бедно, но Варвара, живя в доме Марьяны и рядом с Марьяной, в том числе в войну и после войны, благодаря мудрой сделке двух сестер, преодолела все трудности, выжила, вместе со своим сыном. И построила свою трудную, очень трудную, но счастливую жизнь, прожив долгие 84 года.
А вот моя мама Анастасия, жившая при своей маме Ганне и отце Андрее, не смогла выжить. Моталась по разным краям, вначале без меня, а затем со мной, отдавала меня в детский дом. Но не справилась. И умерла в 29 лет. в 1953-м году от туберкулеза легких.
Да, и сама мама Ганна тоже не справилась с трудностями жизни. И умерла в 1944-м году, в возрасте 49 лет. То есть сделку двух сестер — Ганны и Марьяны, принявших судьбоносное решение по Варваре, было единственно верным
Продолжение следует.
Валера! Обо всем этом я раньше не знал.
Как же тебе удалось все таки выжить,выстоять в таких жизненных обстоятельствах и стать таким каким ты есть сегодня?!
Твой друг с 1960 года Иван.