«Война — это преступление, которое не искупается победой»
А. Франс
25 мая 2014 состоялись президентские выборы на Украине. Победил Порошенко. А на следующий день для меня началась война. С самого утра боевая авиация кружила на Донецком, заходя на на атаки. Небо раздирал рокот двигателей, земля сотрясалась от разрывов. Именно здесь, с первыми ударами боевой авиации вооруженных сил Украины 26 мая 2014 года пролегла черта разделившая жизнь на «до» и «после». Жители Донбасса внезапно оказались в кроваво-огненном кольце, нового киевского правительства. 26 мая 2014 года, обычный день. День, который перевернул сознание миллионов людей навсегда. Всего лишь один переломный день. Я помню.
Везде летают вертолеты. Люди в панике, Киевский район в панике, Донецк в панике. участившийся вызовы в МЧС, пожары то там, то здесь. Из-за большой угрозы обстрелов, пожарников в некоторые, сильно обстреливаемые участки не пропускали. Первые погибшие, первые убитые мирные жители. Окровавленный Киевский проспект Донецка, трупы людей, находящихся возле машин. Много погибших, и это все расстреливали из вертолетов, которые были раскрашены символикой Украины. Они летали низко настолько, что можно было разглядеть лица пилотов.
А позади был майдан и его «небесная сотня», были сожжены Мариуполь и Одесса. Через неделю, 2 июня, НУРСами расстреляли центр Луганска. Тогда же родился горький мем о «взорвавшихся кондиционерах». Хотя миссия ОБСЕ на своём сайте назвала точную причину — авиационный удар по мирному городу. Правда, после этого случилась хакерская атака на сайт этой организации и 4 часа он был недоступен.
А далее последовали не менее чудовищные события. Жуткие 3 летние недели в Луганске, когда люди были без воды, продуктов, электричества и связи. Когда артиллерийские обстрелы украинских ВСУ начинались по почти по расписанию. И так продолжалось до тех пор, пока ополчение ЛНР не оттеснило от украинские военные подразделения от пригород Луганска.
Чудовищный акт террора, когда сбили пассажирский малазийский Боинг и обвинили во всем местных ополченцев и Россию.
В Донецке летом 2014 года было пусто и гулко. Люди прятались, потому что город простреливался насквозь из аэропорта. Мы учились жить в военном городе. Я достала старые конспекты и вспомнила все, чему меня учили на военной медицинской кафедре. В сумочках поселилась аптечка скорой помощи: жгут, перевязка, шприцы и противошоковые препараты… Слава Богу, воспользоваться ими по назначению не пришлось.
Мы научились уже по звуку отличать входящие и исходящие залпы и направление («плюсы» и «минусы»). И самое главное, пришло чёткое осознание бесконечной ценности человеческой жизни.
Так прошло 5 лет. Этот срок больше, чем длилась Великая Отечественная война. На Украине теперь новый президент, а у нас все по-прежнему нет мира.
Моя бабушка похоронена на кладбище, которое находится возле аэропорта.
Оно и по сей день признано самым опасным. Ходить туда нельзя, сначала нужно разминировать. И я совсем не уверена, что смогу найти могилу бабушки Нади.
Мой друг, Иван Ревяков, написал этот «белый» стих ещё в прошлом году, но он актуален и на сегодня.
Ты спрашиваешь, как мы здесь?
Солнце. Кофе. Донецк. И вроде – безоблачное небо,
и вроде – всё хорошо. Но с одной стороны –
Докучаевск, и Горловка – с другой…
По ту сторону отчаяния, в поисках
утраченного времени и несбывшейся
мечты… За четыре года незаметно
привыкаешь к ежедневным сводкам
о том, что в паре километров
погибли старики и дети,
а война – это просто война,
уже лишь часть повседневной
Суеты и обыденности… И в этом –
Ужас привычки… Понимаешь? Мы
просто привыкли… Иначе – не выжить…
А так, всё в порядке: солнце, кофе, Донецк…
22.05.2018 (с) И.С. Ревяков
26 мая — это дата, после которой нельзя спокойно спать. После 26 мая уйдут из Славянска. После 26 мая будут заполнены ранеными гинекологические отделения Красного Лимана и Артёмовска. После 26 мая неонацисты решат, что им всё дозволено… Я не знаю, что ещё написать… Мой город начали сегодня пять лет назад бомбить… И Макеевку потом… И Горловку… И Докучаевск…И множество других городов… И сёла… И люди погибли… Я не знаю, что говорить нужно… Вечная память невинно убиенным, умершим и погибшим…