Отец, при всех его недостатках, все же был одаренным человеком.
Одна из ярких способностей — художественный вкус и трудолюбие. Примерно, в 1976 году, когда их отношения с мамой можно назвать было гармоничными, он решил сделать ей подарок на день рождения. В семье было принято что-то мастерить и дарить близким. Папа делал сувениры из оргстекла. У него была бормашина, которой он на треугольных призмах рисовал стены кремля с куполами или пейзажи. особенно красивыми выглядели заснеженные деревья и одинокие кустики или цветы. Очень красиво получались розочки. Ими декорировали рычаги переключения скоростей в автомобилях, или набалдашники на трости.
У мамы была шкатулка, сделанная отцом. на крышке был изображен весенний пейзаж, а на подставочке — гравировка, «Дорогой жене Кате от мужа Анатолия». Как-то из органического стекла отец соорудил люстру с шестью лампами и подвесками на каждом из рожков.
Люстра быстро покрывалась копотью от его «Примы» которую он курил прямо в гостиной по 1-1,5 пачки в день. НО, когда наступали моменты генеральной уборки и слои сажи были убраны — люстра сияла и переливалась, как их соплеменницы из хрусталя. Эта люстра висела у нас довольно долго, но по настоянию мамы была убрана в утиль через 25 лет службы и заменена на современную, которую отец презрительно называл «горшок».
Так вот в далеком 1976 году отцу на глаза попалась открытка с изображением пейзажа. Мама, увидев её сказала, что местность точь-в-точь, как на её родине. И папа решил сделать очередной подарок на день рождения, написать картину.
Я помню это время. Мы уже жили в новой 3-х квартире, умеренно обставленной мебелью. После жалкой саманной избушки с земляным полом и без удобств, новая квартира казалась хоромами, по которой мы с братом бегали из комнаты в комнату. Отец писал картину в кухне, вместо мольберта был использован старый стул, а вместо палитры — кусок фанерки. Зато кисти были настоящие, из беличьих хвостов. Сильно пахло олифой, запах держался в квартире долго уже после завершения картины.
Когда отец писал, то на кухне бегать не разрешалось, чтобы не создавать дополнительной вибрации, которая передавалась по полу и могла повлиять на качество мазков. Работа продолжалась примерно 10 дней. Мне было любопытно и удивительно, как белая плоскость постепенно превращалась в реку и лодки. Я стояла позади отца, и наблюдала преображение. Фактически, это был мой первый мастер-класс по живописи маслом.
Когда полотно высохло, то отец одел его в багет и повесил картину на стену.
В 2009 году он попросил меня подарить ему краски, чтобы он мог писать. Я купила набор «Невская палитра» и 7 колонковых кисточек, с условием, что он напишет и мне пейзаж… Картину он так мне и не написал. В последние годы сильно пил, а в моменты трезвости руки дрожали и настроения у него писать полотна не было.
Картина с пейзажем висит у мамы на стене в квартире, именно в том месте, куда 46 лет назад её и повесил отец.